Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности ребенка к обучению в школе 5
1.1. Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Интеллектуальная готовность к школе как результат развития детей 6
Глава 2. Формирование интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности ребенка к школе остается актуальной на протяжении длительного времени. В настоящее время особую актуальность проблемы готовности детей к систематическому обучению в школе обуславливается рядом факторов. Современные исследования показывают, что практически треть детей приходят в первый класс массовой школы практически неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся во мнении о том, что основной причиной неготовности ребенка к школе, является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»). В практическом плане это проявляется в несоответствии степени созревания определенных мозговых структур и нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, С.В. Солдатова).
В структуре психологической готовности ребенка к школьному обучения интеллектуальная готовность отечественными психологами традиционно рассматривается как ключевая характеристика. Отмечается, что интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.
Проблема интеллектуальной готовности к обучению в школе разработана как в теоретическом, так и в практическом плане. Среди исследователей, разрабатывающих тему готовности к школе, следует отметить работы Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Н. И. Гуткина, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина и др.
Вместе с тем, современные требования, которые предъявляет новый ФОС начального образования к подготовке будущих первоклассников, предполагают анализ готовности детей к обучению в школе и прежде всего интеллектуальной готовности. В настоящее время для оценки готовности дошкольников к обучению в школе используются различные методические комплексы. Наибольшее распространение получили методические комплексы: экспресс-диагностика «Определения готовности к школе» В.М.Ермолаева, В.Ф.Ерофеева; диагностический комплекс Б.С. Волкова и Н.В. Волковой; диагностический комплекс Р.С.Немова; диагностический комплекс Н.Я. Семаго, М.М. Семаго; диагностический комплекс «Школа 2100» и другие. Как правило, в образовательном учреждении используют тот диагностический комплекс, который выбирается методическим советом образовательного учреждения, если управлениями образования не рекомендован единый диагностический комплекс.
Следует отметить, что результаты проведенной диагностики не всегда оправдывают себя в процессе обучения детей в первом классе. Проблема выбора наиболее информативных показателей интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе остается актуальной. Кроме этого, требуют уточнения и условия, способствующие формированию интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в современной школе.
Цель исследования: выявить условия формирования готовности ребенка дошкольного возраста к систематическому обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы готовности ребенка к школе.
2. Изучить теоретические аспекты оценки готовности ребенка в системе современного образования.
3. Определить наиболее информативные показатели интеллектуальной готовности к школе.
4. Определить условия формирования готовности дошкольника к обучению в школе.
5. Эмпирически проверить обоснованность условий, способствующих формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности ребенка к обучению в школе
1.1. Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Само понятие «готовность к школе» состоит из несколько составных частей. Это физическая, эмоционально-волевая, психологическая, умственная и мотивационная готовность. Для успешной учебы ребенок должен достичь определенного уровня развития во всех этих сферах.
Первое. Физическая готовность к школе заключается в достижении ребенком физической зрелости, развитии выносливости и силы. Одним из показателей физической готовности служит начало смены временных зубов вашего малыша на постоянные. И логично, в частности, принять этот момент к сведению при решении вопроса, в каком возрасте отдавать ребенка в школу — в 6 или 7 лет. Будущий школьник должен уметь удерживать длительно статичное положение тела, быть в состоянии носить нелегкий ранец. И, конечно, быть здоровым.
Второе. А эти навыки уже сфера эмоционально-волевой готовности к школе. Ребенок к 6-ти годам должен владеть навыком выполнения пусть несложных, но постоянных обязанностей. В первую очередь, по самообслуживанию.
Часто камнем преткновения в первые годы учебы в школе становится несамостоятельность детей в быту. Поэтому, воспитание самостоятельности дошкольника очень важный фактор его подготовки к школьному обучению. Это навыки одевания, раздевания, самостоятельной еды в 2-3 года, шнуровки ботинок, завязывания шапок, застегивание пуговиц на верхней одежде в 4-5 лет, культурно-гигиенические навыки на всем протяжении дошкольного детства.
Часто в семьях возникают проблемы с приучением ребенка к убиранию своих игрушек. Это, возможно, первая обязанность малыша примерно с 3-4-летнего возраста.
Третье. К эмоционально-волевой готовности к школе можно отнести и навыки общения ребенка с окружающими людьми. Взрослыми — знакомыми и незнакомыми. И со сверстниками.
Если малыш не умеет общаться на равных со сверстникам
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аве - Лаллемант У. Графический тест «Звёзды и Волны». – СПб., 2002
2. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.
3. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006.-224 с.
4. Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В., Холмовская В.В. Диагноститка умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). М., 1996
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М-1968. – 186 с.
6. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М- 1994. – 195 с.
7. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования – 2000-№1; с. 7-12.
8. Вовчик-Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы//Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А.Урунтаева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 384 с.
9. Волков В.С, Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностики. – М., 2004 – 192с.
10. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М.Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
11. Гамезо М.В.,Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология. / Под ред. М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2010. -352с.
12. Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка. – СПб.: Деметра, 2003. – 176 с. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб, 2004. – 432 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, 4-е издание – СПБ.: Питер, 2006. - 208с
14. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100».
15. Дубровина И.В. Готовность к школе. Руководство практического психолога.- М., 1995. – 145 с.
16. Журова Л. Е., Кочурова Е. Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. - Тула: Родничок, 1999. — 832 с.
17. Завалко Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад-школа-вуз». Дисс. докт. пед. наук. - Барнаул, 2000. - 336 с.
18. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М: ФОРУМ: ИНФРА – 2005. – 254 с.
19. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 120 с.
20. Коломинский Л.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1998 – 190с.
21. Корепанова М.В., Харламов Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. Образовательная система: Школа-2100, Детский сад 2100.- М.: Изд.дом Российской академии образования, Баласс, 2010. – 144с.
22. Кравцова Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1993. – 98 с.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) – М: Издательство УРАО, 1997- 176 с.